Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

0
538

Границы допустимого — где они? После скандала с библиотекой стилист и автор «Модного блога» Анастасия Алексеенко все чаще размышляет о, том где именно в мире моды проходят грани разумного.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Анастасия Алексеенко
Автор «Модного блога»

Очередной скандал, разгоревшийся вокруг наряда Меланьи Трамп во время поездки по странам Африки, заставляет задуматься о семиотике одежды и том, как она влияет на события. Вкратце о случившемся: Меланья Трамп отправилась в самостоятельный визит по нескольким странам Африки. Сначала новости из поездки были умилительные: покормила слонят и выполнила прочие важные для дипломатического визита вещи. Но затем разразилась буря: при визите в Кению Меланья дополнила свой наряд пробковым шлемом, обтянутым белой тканью, что, по мнению возмутившихся, недвусмысленно намекает на колониальную историю Африки и оскорбительно для кенийцев, да и не только для них.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Возможно, в этом головном уборе публика заметила некоторый намек на колонизаторские амбиции нынешней Америки по отношению к странам Африки. Но я не думаю, что Меланья копала так глубоко. Скорее всего, она просто, как примерная читательница журнала Vogue, попыталась вписаться в локальный — экзотический для себя — контекст в соответствии с сохранившимися в памяти модными стереотипами.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Тема Африки и вообще стран третьего мира в моде (и в частности в глянцевых фотосессиях) давно стала предметом для обсуждения и осуждения. Кто-то считает, что съемки такого типа неэтичны. Использование местных реалий и персонажей в качестве декораций — это, конечно, очень ярко и зрелищно в кадре, но находится за гранью допустимого.

  • Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

  • Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Если отойти от темы Африки и поразмыслить об этой истории без контекста, то вообще посторонние люди как фон в кадре могут встретиться в съемке, сделанной где угодно. Как определить грань этичности? Я долгое время не могла определиться в этом вопросе. Для себя вывела следующий критерий: если героиня съемки может, условно говоря, поменяться местами с другими персонажами в кадре (или на их месте может оказаться читатель или читательница), то эта съемка этична. Яркий пример — съемка для одного из ведущих глянцевых изданий в московской школе: в выбранном окружении — причем как и на месте героини, так и на месте других персонажей — с той или иной долей условности может оказаться каждый читатель. Это просто школа и просто дети.

В то же время вряд ли вы можете представить себя на месте героев съемки подобного типа — с вот этим контрастом. Особенно если мы говорим не про героиню сюжета, а про окружающих ее в кадре людей.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Даже съемка для украинского журнала — вся эта игра в шароварщину — скорее как раз из области неэтичного обыгрывания. Просто для украинцев это во всех смыслах менее болезненно, чем для жителей Африки.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Проблема экзотизмов в моде и их использования «золотым миллиардом» не нова. Но раньше как было: в начале ХХ века многие вдохновлялись азиатскими мотивами, шили платья и пальто в виде кимоно с золотой вышивкой. Про эти тенденции в мире знало весьма ограниченное количество людей. Еще меньше людей носили ее. Именно поэтому на тот период все ограничилось работами «по мотивам», кутюрными вещами, вписанными в страницы истории моды. И отсутствием каких-либо рефлексий по этому поводу у жителей тех стран, откуда происходили заимствования.

  • Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

  • Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Сегодня все иначе. Вещи с экзотическим бэкграундом продаются даже на Алиэкспресс, и купить их может каждый. И более того, если вы их наденете, увидеть это сегодня тоже может каждый. Яркий пример — выпускное платье в китайском стиле, которое вызвало бурное обсуждение в соцсетях.

Бремя «белого человека»: что не так с использованием экзотических мотивов в моде

Где граница допустимого? И кто будет ее определять? В условиях глобализации странно ожидать, что кто-то не захочет купить себе, например, свадебное индийское сари и сделать из него костюм стриптизерши. Траурное одеяние какой-нибудь народности вполне может вдохновить на создание кутюрного платья. И так далее. Во всех этих ситуациях, даже когда платье надето просто как платье, всегда найдутся и те, кто будет оскорблен до глубины души (об этом, правда, немного в другом ключе я уже писала применительно к съемке Ингеборги Дапкунайте в библиотеке). И те, кто будет пожимать плечами, мол, «что тут такого».

И, конечно, нельзя упустить из внимания тот факт, что национальные мотивы (одежда и предметы быта) становятся предметами на продажу. Сувенирные вышиванки на Андреевском и рубашки с золотым драконом на улицах Бангкока — явления одного порядка. И вы, с одной стороны, хотите монетизировать эту сторону своей истории или бытовой культуры, а с другой, ожидаете, что «покупатель» не решит использовать это по своему усмотрению.

Конечно, Меланье как первому лицу государства стоило бы внимательнее относиться к выбору одежды. Но, вообще-то, аналоги пробкового шлема продаются на Амазон за 20 баксов — их может купить каждый, чтобы жарить барбекю на заднем дворе, и помешать этому процессу очень и очень сложно.

У меня пока нет сформировавшегося отношения к этой ситуации. Я в принципе не очень люблю подобные однозначно читающиеся вещи: сари, китайское платье, пробковый шлем — для меня это слишком костюмированная мода в большинстве случаев (хотя вещи «по мотивам» есть и у меня в шкафу). А как у человека, пытающегося анализировать модные процессы, у меня возникает ощущение, что мы на самом деле стоим на границе какого-то важного этапа в моде и в общественной жизни вообще.

Сегодняшние возмущения говорят лишь о том, что смазываются границы между тем «старым» и «новым» светом (по крайней мере, в моде и доступе к информации). И, видя европейское и американское обыгрывание своих традиций (либо же намеки на определенные события прошлого), остальные страны пытаются отстоять свои границы тем или иным образом. Но хотелось бы, чтобы в дальнейшем все это смешалось в одну большую сокровищницу общемирового культурного и исторического наследия, из которой — как из неисчерпаемой пещеры Аладдина — мог черпать необходимое и талантливый дизайнер, и просто человек, выбравший интересное платье, без оглядки на возможность обидеть чьи-то чувства, потому что уже никто не будет обижаться. Думаю, мы придем к этому, но еще очень нескоро. Потому что ситуация, когда никто не будет чувствовать себя обиженным, станет прямым следствием более-менее полноправных геополитических раскладов, до которых, увы, пока очень далеко.

Анастасия Алексеенко, автор Модного блога

Фото: Sipa USA/Legion-Media; Associated Press/East News; Modeliste Magazine;

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here